Владислав Сурков делит историю России на государство Ивана Третьего государство Петра Великого, государство Ленина и государство Путина. Иван, Пётр и два Владимира - четыре отца-основателя четырёх государств. Основатели рано или поздно умирают, а государства остаются на столетия. Уровень аргументации статье «Долгое государство Путина» тот же, что в статьях и книгах Проханова. Читатель должен поверить в то, что Путин невероятно велик. Пришёл, увидел, создал.
Сурковская статья по своему интеллектуальному наполнению не выше статей Проханова или какого-нибудь Максима Калашникова. Писатель-футуролог Калашников (псевдоним Владимира Кучеренко) тоже любит порассуждать о России как о государстве-лидере. В изложении Суркова это звучит так: Россия в ХХI веке «будет поступать по-своему, получать и удерживать призовые места в высшей лиге геополитической борьбы». Хотя Сурков для Калашникова сегодня, прежде всего, человек, «сливший» Новороссию.
Проханов называет государство, которым пытается управлять Путин, Пятой империей, Калашников грезит о СССР-2, а Сурков довольствуется государством Путина. Но в любом случае это государство претендует на победу в мировом чемпионате по «геополитической борьбе».
В оценке будущего принципиальной разницы у этих трёх авторов нет. «Выход я вижу в построении параллельного государства в России, - писал в своё время Максим Калашников, - в создании русского закрытого общества (Братства), в технологической революции (ставка на технологии, которым нет аналогов в мире) создании расы всечеловеков - людей, овладевших всеми ресурсами его сознания. Всё это, вместе взятое, позволит нам построить необычную империю – Мир Миров, СССР-2».
Александр Бородай, Александр Захарченко и Владислав Сурков на открытии монумента «Героям Донбасса» в Ростове-на-Дону. 2017 год.
Вот и Сурков пророчит. По его мнению, происходит процесс «возвышения российской нации», и этот процесс растянется «на ближайшие не только годы, но и десятилетия, а скорее всего и на весь предстоящий век».
Впрочем, серьёзных доказательств этого возвышения он не приводит, а предлагает поверить ему на слово. В своей статье Сурков скорее исходит от противного. Не то чтобы у нас всё хорошо, но зато у них на Западе всё плохо («В ХХI веке вышло, однако, по-нашему. Английский брекзит, американский «#грейтэгейн», антииммиграционное огораживание Европы – лишь первые пункты пространного списка повсеместных проявлений деглобализации, ресуверенизации и национализма»).
«По-нашему», по версии Суркова, - это когда побеждает национализм, происходит строительство стен между государствами и т.п. По сути – архаика. Новое средневековье. Хочется отойти подальше от этого «нашего». Не только потому, что уж слишком оно неприглядно, но и потому, что неустойчиво. Как бы не оказаться под завалами очередной недостроенной стены.
Строительство стен это как раз по части Калашникова. Создать СССР-2 или «Сверхновую Россию», и отгородиться от того жуткого мира, который нас окружает. Но корни всех этих «учений» обнаруживаются всё там же – в Германии 30-40 годов ХХ века. Наиболее полно Кучеренко-Калашников это излагает в книге «Низшая раса». Однако он не готов слепо доверять всему, что пропагандировали руководители фашистской Германии.
«Нам ни в коем случае нельзя копировать ВСЁ, что делал Третий рейх и даже его самая продвинутая часть – СС, - учит Калашников. - Как ни крути, а тёмная антинаучная чушь Гитлеру подсиропила, несмотря на многие явные успехи. Но они могли быть намного большими, и уже в 1943-м Люфтваффе могло воевать целиком на реактивных самолётах, если б не мешали всякая мистическая хрень и воинственная антинаучность в некоторых руководящих головах Германии».
Прежде всего, строители сверхновой России ориентируются на новое поколение («у немцев тех времён есть очень ценный опыт, который мы обязаны перенять. Он – в системе подготовки молодёжи»). За те годы, которые прошли с издания в Москве книги «Низшая раса», кое-какие «успехи» в подготовки российской молодёжи по известному образцу были сделаны. Но, наверное, этого ещё недостаточно, чтобы быть довольным результатом. Мозги ещё промыли не всем. Иначе бы не было столько желающих поскорее покинуть «государство Путина».
Первоначальный состав «Комитета 25 января». Максим Калашников (сидит в центре в белом свитере) вместе с Эдуардом Лимоновым, ИгоремСтрелковым-Гиркиным, Константином Крыловым, Егором Просвирниным, Алексеем Кунгуровым и другими. 2016 год.
Русские национал-социалисты долгое время занимались, в основном, теорией. За несколько лет до «русской весны» Калашников в «Низшей расе» написал: «Цель подлинно русского национального социализма – возвысить русский народ над прочими народами. Но не за счёт тупой силы (объявляем русских поголовно "высшей расой" и законодательно бьём всех остальных), а за счёт того, что русские реально получают сверхспособности, превращаясь в самых умных, сильных и волевых не на словах, а на деле».
В 2014 году представилась возможность перевести теорию в практику. По этой причине такую невиданную активность проявили тогда люди типа «народного губернатора Донецкой области» бывшего баркашовца Павла Губарева, лимоновцы и такие персоны как Александр Жучковский и Фриц (Алексей Мильчаков). Они ринулись на Восток Украины – наводить «порядок». «Пассионарии» напоминали ту самую «самую продвинутую часть – СС», о которой говорил Калашников.
Но в полной мере им развернуться в Донбассе не удалось. Одни сторонники «Русской весны» готовы были зайти максимально далеко – до Киева и Львова. Другие действовали с оглядкой. Однако те и другие считали, что Крым и «Новороссия» - только начало. В Донецке и Луганске они видели прообраз государства будущего.
«Нет уж, унтерментши, - обращался в далёком 2010 году Максим Калашников к своим врагам - так называемым «недочеловекам», - наше кредо: взять власть во всей РФ. Сделать из неё Сверхновую Россию. Создать модель быстрого развития и богатой жизни русских. А потом начать объединение всех русских земель. С Крымом и Причерноморьем. С Приднестровьем и Южным Уралом. С Белоруссией и (если будем работать хорошо) с Малороссией. И везде мы будем смертным боем бить низшую расу – расу воров, высокопримативных и субпассионариев».
Идея создания Новороссии как прообраза Сверхновой России была тогда довольно популярна. «Новороссия - прообраз будущего русского мира», - позднее написал Проханов.
И вот настал 2014 год. «Я сторонник создания Новороссии, - вещал Калашников с новой силой. - Я сам оттуда, я одессит. Я считаю, что Луганская и Донецкая народные республики - не Украина и, что нужно работать над созданием нового государства Новороссия. Другое дело, что Российская Федерация к этому подходит не очень умело и пока упускает такую возможность…»
Стоят: второй слева – Алексей Мильчаков, четвёртый слева Александр Бородай, пятый слева – Владислав Сурков.
Владислав Сурков в то время начинал курировать украинское направление. Именно тогда «ДНР» возглавил российский политтехнолог и публицист Александр Бородай, печатавшийся вместе с Калашниковым в прохановской газете «Завтра». 16 февраля 2019 года Сурков и Бородай снова появились на публике вместе. Но уже не в Донецке, а в Москве - на совещании Совета командиров Союза добровольцев Донбасса.
«Понятно, что рано или поздно нам придётся доводить начатое дело до конца, - пообещал бывший председатель Совета министров «ДНР» и глава Союза добровольцев Донбасса Александр Бородай. - Наша задача - поддерживать мобилизационный ресурс… Лично я уверен, что всё равно придётся до конца решать вопрос военным путём».
Военный путь – это не только перспектива Донбасса. Военный путь за всю Россию выбрали как магистральный создатели «Пятой империи», «государства Путина», «СССР-2»… Другое дело, что среди идеологов- футурологов есть разногласия. Сурков для таких людей как Калашников - человек, который не довёл начатое до конца. Он для них недостаточно воинственен. Когда Калашников прочитал статью «Долгое государство Путина» в «Независимой газете», то откликнулся: «Если Сурков и хотел обозлить думающих людей, он это успешно сделал». Проханов оказался не так строг и в телепередаче Владимира Соловьёва дал такой комментарий: «Он сказал о глубинном народе как о некоем ядре русской истории, которая, несмотря на все катастрофы: разрушение одной империи, возникновение другой империи, воспроизводит тот же имперский кристалл власти».
В статье Суркова упоминается живший в ХIХ веке Финеас Тейлор Барнум – американский шоумен и антрепренёр, создатель цирка Барнума. Его называли королём надувательства. Помощник президента РФ считает, что западная демократия привержена идеям скорее Барнума, чем древнего грека Клисфена. Но кроме утверждения, что на Западе ложные ценности, а у нас подлинные, никаких аргументов в статье не приводится. Поэтому так и хочется сказать: и Сурков, и Проханов, и Калашников (а заодно с ними и Киселёв с Соловьёвым) ведут себя как короли надувательства.
Государство Путина привержено идеям скорее Барнума, чем Марка Аврелия. Попытка построить Новороссию в реальной жизни провалилась. «Новороссия» быстро превратилась в пузырь, наполненный чем-то удушливым. Это только в текстах Проханова всё было отлично. «В Новороссии строятся институты государственной власти, - обрушивал основатель «Изборского клуба» на головы читателей слова восхищения, - создаётся регулярная армия, пишется конституция, полевые командиры превращаются в министров и начальников департаментов. Российское гражданское общество не отождествляет себя с государством и идёт на помощь Донбассу. Казачьи организации и военные союзы, спортивные клубы и ветераны-десантники. Чеченские воины Рамзана Кадырова идут воевать в Донбасс за государство российское…»
В прохановско-сурковской реальности войну уже пять лет ведут трактористы, шахтёры и прочие «добровольцы» вроде воинов Кадырова. Чем не надувательство? То же самое касается и новых героев. Моторола, Гиви, Бэтмэн… «Мы из бессмертья, мы из плоти твоей, Россия…», как пел Иосиф Кобзон, посвятив песню Мотороле (Арсену Павлову). Это вымышленная Россия. И пролитая настоящая кровь. Калашников ещё до войны в Донбассе писал о русских национальных героях, одним из которых для него является герой русско-турецкой войны 1828-1829 годов капитан-лейтенант Александр Казарский. Но дело не в Казарском, а в том, как его описывает Калашников: «Истинный ариец, человек высшей расы, русский чудо-богатырь, презиравший смерть…» Это проекция в прошлое своих представлений о том, каким должен быть русский герой.
«Сверхчеловеки» против «недочеловеков». «Истинные арийцы» против «унтерменшей». Похожими словами теперь описывают покойных «героев Новороссии» Моторолу, Гиви и остальных. Их портреты несут во время шествий «Бессмертного полка». Военный путь – он такой.
Сурков рассказывает, чем же «государство Путина» особенное и чем оно отличается от предыдущих: «Умение слышать и понимать народ, видеть его насквозь, на всю глубину и действовать сообразно – уникальное и главное достоинство государства Путина. Оно адекватно народу, попутно ему, а значит, не подвержено разрушительным перегрузкам от встречных течений истории. Следовательно, оно эффективно и долговечно».
Государство слышит и понимает народ? Неужели? Автор использует понятия «глубинный народ» и «глубокий народ». Жаль, что Сурков так лаконичен и предельно неконкретен. По его словам, «глубинный народ всегда себе на уме, недосягаемый для социологических опросов, агитации, угроз и других способов прямого изучения и воздействия. Понимание, кто он, что думает и чего хочет, часто приходит внезапно и поздно, и не к тем, кто может что-то сделать…»
Но при Путине, по версии Суркова, вдруг оказалось, что государство услышало этот самый народ и принялось воплощать его глубинные мечты. Здесь опять вспоминается старый прохановский тезис: «Не только Путин строит государство Российское, но и оно его строит». Дескать, народ и государство нашли друг друга.
Они будут жить долго и счастливо и умрут в один день, и немедленно попадут в рай.
«Глубинный народ»… Уж не эвфемизм ли это слову «быдло»? Не этим ли хвалится идеолог путинизма Сурков?
Это такой народ, которому наплевать и на пенсионную реформу, и на снижение уровня жизни, и на высокую смертность. Это такой народ, которому подсовывают в качестве моральных авторитетов Моторолу, и он не сопротивляется. Пачками штампуются издевательские и даже изуверские законы, а «глубинный народ» безмолвствует. Он на всё согласен.
Идеальный народец.
И всё же когда Сурков пишет, что нынешнее государство с его беспримерной коррупцией и огромным количеством бедных на фоне сотни миллиардеров адекватно народу, то это звучит как оскорбление. Народ, конечно, отвечает за происходящее, в том числе за войны и экономические провалы. Но сегодня нет причин думать, что «Путинское государство» просуществует до конца века. Наоборот, история России свидетельствует: чем больше ссылаются на народ-богоносец и на его особо выдающиеся качества, тем неожиданнее происходит отрезвление. Терпение лопается.
На протяжении многих лет в России свободно издаются и продаются сотни книг, содержание которых сводится к нескольким словам: «Русских можно считать особым народом».
Это цитата из книги Максима Калашникова и Родиона Русова, изданной в 2006 году. Если есть писатели, то есть и читатели. Авторы обращались к молодым. Молодые подросли. Они захотели доказать, что русские – это якобы особый народ. «С точки зрения русского, устои современного мира подточены и начинают рушиться. Впереди нас ждет пора больших глобальных потрясений, время гибели старых гегемонов…» Об этом, доказывая исключительность русских, писал Калашников, но похожие мысли изрекают сейчас десятки авторов. У них тоже есть преданные читатели.
И то, что после краха проекта «Новороссия» Калашникова стали тревожить российские правоохранительные органы, ничего принципиально не меняет. Это внутривидовая борьба. Путин, как и Сурков, для него оказались недостаточно воинственны. До недавнего времени российскую власть и Максима Калашникова многое объединяло. Недаром же Калашников приезжал в Псков и Изборск на заседание «Изборского клуба», созданного под покровительством псковского губернатора Андрея Турчака – нынешнего секретаря Генерального совета партии «Единая Россия».
Александр Бородай и Владислав Сурков, совещание Совета командиров Союза добровольцев Донбасса. Москва, 16 февраля 2019 года.
О той поездке Калашников рассказал сам: «Действительно, меня пригласили в поездку звонком из управления внутренней политики путинской администрации. Узнав, что в Псков и Изборск поедут мои друзья, оппозиционные Михаил Делягин и Андрей Фурсов, а также генерал Леонид Ивашов, решил согласиться. К тому же, я уважаю Александра Проханова и помню всё доброе, что он сделал для меня в 90-е годы и потому всегда буду считать его своим духовным учителем…»
Калашникову не обязательно было называть Проханова своим духовным учителем. Это и так очевидно, даже если вы не читали статьи обоих в газете «Завтра». В оценке настоящего они расходятся, но о будущем рассуждают почти одинаково. Цвет их флага по-прежнему красно-коричневый («Красно коричневый» - так называется одна из книг Проханова). В середине нулевых годов Максим Калашников написал вместе с Сергеем Кугушевым книгу «Третий проект». В третьем томе под названием «Спецназ Всевышнего» подробно рассказывается, как «толпы совершенно неконкурентоспособных моральных уродов можно превратить в сильных граждан сверхновой России, России-победительницы».
Для этого надо всего лишь использовать «уникальный опыт выдающегося педагога - Виктора Столбуна». Метод Столбуна, по мнению Калашникова, «сформируют новый русский социум...» Столбун использовал так называемую процедуру «слоения». Суть её в том, что «все ученики подвергаются ежедневно воздействию электрическими импульсами на зоны вокруг ануса и промежности и в других частях тела». Подобная процедура тысячи раз проверялась на детях и, по утверждениям Столбуна и его многочисленных сторонников, дала блестящий результат.
К сожалению, в «научно-образовательной» книге «Спецназ Всевышнего» не сказано, использовал ли сам Максим Калашников процедуру «слоения» на себе или поверил на слово.
Пропагандист метода Виктора Столбуна Калашников ссылается на успешные опыты на базе Министерства обороны РФ, где была создана и некоторое время действовала «научно-методическая лаборатория медико-психологической коррекции и реабилитации (в 5-м Центральном военном госпитале Минобороны)».
В книге «Спецназ Всевышнего» упоминается отчёт по госпиталю в Красногорске и отчёт по Ростову-на-Дону, где люди Столбуна работали с участниками боевых действий.
Калашников со своим соавтором, завороженные чудодейственными открытиями, были переполнены высокими чувствами и не смогли сдержать громких слов: «Магия русского "хай-хьюм" станет нашим оружием в этой священной войне. Здесь, на руинах Советского Союза, мы поднимем новую цивилизацию - прекрасную и жизнеутверждающую… Так пусть же эти предрассветные огоньки сменятся восходом Русского Солнца! Солнца Нейромира...»
Это, так сказать, побочные эффекты лечения. С другой стороны, у большинства воспитанников Столбуна были обнаружены «активно выражаемое личностное благополучие», «подавленные желания и стремления, подавленный протест…» Таким образом, все ученики вели себя одинаково послушно и одними и теми же словами рассказывали о том, что «довольны жизнью в школе-коммуне» (как сказано у Калашникова и Кугушева, «обучаясь в школе-коммуне, они забудут о том, что такое разобщённость»). И это вдохновляет тех, кто считает, что новую Россию не построить без послушных людей.
«Подавленный протест», «подавленные желания и стремления», «полное подчинение воле доктора-руководителя» и, главное, «активно выражаемое личностное благополучие», - без этого, пожалуй, не построить ту Россию, о которой так любят рассуждать нынешние руководители государства и их советники.
Можно предположить, что «глубинный народ» - тот, кто подавил в себе протест, убил его в зародыше и довольствуется малым. Беспримерно терпелив и послушен. Готов выбрать единственно возможный военный путь. В конце концов, готов поверить в то, что Сурков – большой мыслитель.
«Глубинный народ» - это матрёшка в матрёшке. Сувенир. Мечта путиниста. Что же касается жестоких методов, то у сторонников Столбуна есть один по- настоящему сильный аргумент. Когда-то, давным-давно, в советское время, когда Виктор Давыдович Столбун только начинал свою лечебную деятельность, то он воздействовал на анальную зону своих пациентов с помощью хлорэтила, и это позволяло управлять их сознанием и поведением. Затем его методы стали гуманнее, и профессор отказался от хлорэтила и переключился на электричество.
Вот это-то и называется прогресс, который наглядно даёт понять, чем отличается ленинско-сталинская империя от путинско-медведевской.