Статья опубликована в №32 (704) от 20 августа-26 августа 2014
Экономика

Авгиево озеро

Очистка Псковского озера от старых рыболовных сетей – процесс, стремящийся к бесконечности
 Дмитрий ЗДОРНИКОВ 30 ноября 1999, 00:00

Очистка Псковского озера от старых рыболовных сетей – процесс, стремящийся к бесконечности

Каждый год рыболовы деревни Теребище чистят дно Псковского озера от сетей. Их оставляют браконьеры, не сознательные рыбаки, да и у сознательных случается беда. Лёд на озере, к которому крепятся сети, бывает, тает неожиданно, и не всегда промышленники успевают снять поставленные снасти. Лёд и ветер уносят сети в озеро, и чаще всего, благодаря розе ветров, в сторону деревни Теребище. Корреспондент «Псковской губернии» побывал на рейде с фирмой, выигравшей госконтракт на очистку акватории, и попытался понять, можно ли предотвратить загрязнение водоема.

Сергей готовится забросить кошку в озеро. Фото: Дмитрий Здорников

Проселочными дорогами добираемся до места. Деревня Теребище располагается совсем рядом с Псковским озером, на въезде стоит знак, сообщающий, что мы находимся на приграничной территории. Через триста метров – небольшой комплекс домиков – это и есть ООО «Экватор». Знакомят с учредителем – Владимиром Зуевым. Мужчина 57 лет с сигаретой в зубах объясняет, в чем состоит проблема: дно Псковского озера «набито» сетями, которые снесло течением в рыболовную зону «Экватора». Ждем коллег с телевидения, и только после их прибытия мы сможем, наконец, отчалить.

– В первую очередь надо донести до людей, до рыбаков, чтобы они перестали свинячить там, в озере, - ставит задачи Владимир Николаевич - и переходит к наболевшему: - Проблема заключается в том, что выплатят нам деньги лишь по факту выполненных работ, а ведь для этого нужно вначале потратиться на чистку, но мы не настолько богаты. Шесть лет назад, когда еще с деньгами было полегче, за лето вывозили по пять, по шесть камазов, с горой набитых вот этой сеткой. Тут ведь свои тонкости есть, а то умные сидят в кабинетах: «А чего там? Забросил кошку с катера да и выгребай». Но порвать кошкой эту «китайку» (сеть китайского производства, весьма некачественная. – Авт.) – проще простого, поэтому метод «забросил, дернул, выгребай» тут не пройдет. Все надо делать аккуратно, чтобы не упустить сеть и не разорвать.

Руководитель ООО «Экватор» рассказывает о том, что объем средств, заложенных в бюджете Псковской области на очистку озера от сетей, далеко не достаточен:

– Пять лет назад весь вывоз этого мусора, затраты на бензин и прочее – все это обходилось нам в 350 тысяч. И это не за год, даже не за сезон, а за один месяц! Слава богу, хоть какие-то деньги стали выделять пару лет назад. В этом году около 280 тысяч выделили. Но понятно, что этого не хватает.

Слышится звук мотора, и к причалу подъезжает рыбинспекция. Здороваются со всеми, начинаются приготовления к отъезду.

– Вот, все эти рыбаки – они местные жители, относятся к проблеме загрязнения с пониманием. Ведь если сегодня, простите, нагадить, то завтра уже на хлеб не заработать, – показывая на смеющихся и курящих рыбаков рядом с причалом, говорит Владимир Зуев.

Я спрашиваю, зачем понадобилось участие рыбинспекции.

«Улов» за один заход. Фото: Дмитрий Здорников

– Мало ли чьи и какие мы сети достаем (вдруг браконьерские), поначалу даже приходилось таможенные силы запрашивать, и они на своем катере со своим СОБРом обеспечивали нам охрану, настолько все серьезно было, - отвечает Владимир Николаевич.

Прибывают, наконец, телевизионщики. Зуев громко командует: «По катерам!». Выходим с причала. Вначале волн нет, затем, ближе к озеру, начинает «подкачивать», а когда движемся дальше в акваторию, так и вовсе катер прыгает на волнах. Замедлив ход, Сергей (рыбак, к которому я был прикомандирован) бросает кошку на дно. На вопрос, глубоко ли, он показывает на эхолот, крепящийся у руля. На экране отметка в 4,5 метра. Катер медленно ползет по волнам, покачиваясь, пару раз достаем кошку – ничего.

– Дно в основном песчаное или в ракушке. Кажется, что зацепили, теперь главное не порвать, – говорит Сергей, выходя на нос катера и медленно поднимая кошку со дна. – Встань на корму, чтобы лодку не так качало.

Появляются перепутанные снасти: сеть обмоталась вокруг веревки, из-за чего кажется совсем узкой, однако она очень длинная. Разрезав ее надвое (сеть идет в двух направлениях), рыбак привязывает к одной из частей самодельный буй из яркой канистры и оставляет его на волнах. С другого конца начинает вытаскивать сеть на поверхность. Проходит минута, сеть все идет, катер движется медленно. Проходит пять минут, на носу корабля уже около двадцати метров сети, Сергей все еще вытаскивает. В сети вяло бьется рыба.

– Уже не выживет, – говорит рыбак, выбрасывая желтоватую рыбу за борт.

Рыбаки ожидают команды: «По катерам!» Фото: Дмитрий Здорников

Сеть достали, тралим дальше. Сергей выводит катер на глубину поменьше, вновь кошка цепляется за сеть, начинаем доставать снова. Только на этот раз в сети находим еще заржавелые гаечный ключ и напильник (для груза, как пояснил рыбак). Тут же бьется живой ёрш.

– Хороший ёрш, можно зажарить, – смеется рыбак, показывая рыбу, затем, отмыв от ила, выпускает ёршика в озеро. – Там, где эти сети лежат, рыба не идет на нерест, пропадает куда-то. Образуется так называемый тухляк. Рыболовство – это же все, чем мы живем. В тех зонах, которые мы прочистили, процент рыбы возрос. Спасибо большое рыбинспекции, помогает нам, браконьеров ловят. А эти «зеленые», они что? Однажды пожилую женщину поймали, хотели оштрафовать, а она им: «Штрафуйте, прямо тут груз надену и утоплюсь». Потому что, говорит, только этим и живу, сын инвалид, денег еле-еле хватает.

Вернувшись к причалу, рыбак вытаскивает на нос два набитых до краев ящика, но это еще не все – в самом катере лежит ещё столько же сети, которая попросту не поместилась в ящики.

– Делаем по одному заходу, – поясняет Владимир Зуев. – Кузов стоит от камаза, полностью забит сетью. Там где-то 14 кубометров этой сети. Причем это уже четвертый, вот насколько все серьезно. За этот сезон вывезли уже две с половиной тонны сети, и это только с нашего водоема. Утилизация одного куба 600 рублей стоит, камаз вызвать и увезти этот короб – 8 тысяч.

Подходит Сергей, рассказывая, что пытался тралить там, где озеро уже было подчищено:

– Только кошку забросил, тут же еще одну сеть поднял со дна. Ножа не было, приходилось напильником веревки резать. Второй конец сети отцепился от канистры, не удалось вытащить.

– Ну, ты думаешь, я не знаю? Тут еще работы навалом, – понимающе кивает учредитель «Экватора». – Внук на выходных пристал: «Дедушка, покажи, как тралить». Вышли на сотню метров, забросили кошку, дёрнуло, потащили. Он говорит: «Дед, ещё хочу». Снова забросил, опять сеть вытащили. Дай бог, от всего водоема процентов 10 очистили. Нужно какое-то судно с подъёмником (а то есть скопления сетей, которые ты просто не поднимешь, пятьсот килограмм), поделить озеро на квадраты и вычищать по квадратам. И заниматься этим весь сезон. А не один месяц. Но на это все нужны деньги. Огромные, а где их взять? Понятное дело, что такое подразделение будет сезонным, временным, но это необходимо, а то рыбопромышленность области загибается, - разводит руками Владимир Зуев.

После выгрузки всей сети первый заместитель председателя комитета по природопользованию Татьяна Козина вместе с председателем Ассоциации псковских рыбопромышленников Сергеем Арламовым заполняют акт о проведении работ.

Садимся в машину и едем назад в город. В дороге разговорились с Татьяной Козиной. Она рассказывает, что со всей области, со всех водоемов в целом вывозят по сто с лишним кубометров таких сетей, а мест для специальной утилизации и переработки нет, все свозится на городскую свалку. Смотрю в окно, проезжая мимо монумента в честь Ледового побоища, и думаю: что мешает рыбакам внимательнее относиться к своим сетям и всем вместе выходить чистить акваторию? Интерес-то общий: чище озеро – больше рыбы.

Дмитрий ЗДОРНИКОВ

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.