«Только насилие над другим позволяет человеку стать тем, что он есть на самом деле, только власть! И всласть! Какой бы гадкой и ужасной ни была твоя честная подлинность, ты должен следовать ей во что бы то ни стало…»
Анатолий Королёв, «Эрон»
Премьер-министр непризнанной Донецкой народной республики Александр Бородай (в центре) и председатель Верховного Совета непризнанной Донецкой народной республики Владимир Макович (крайний справа).
Агрессия, если говорить по-русски, – нападение. Человеческая история – это история нападений. И защиты, разумеется. Кто-то нападает, кто-то защищается. Часто мотивы нападения чётко не просматриваются (это по поводу «мотивированного деструктированного поведения»). Жили люди или целые страны, никого вроде бы не трогали, а потом вдруг набрасывались на своих соседей. Почему?
Специалисты по агрессивному поведению животных и людей любят говорить о том, что агрессивное поведение – это составная часть животной и человеческой натуры. Почитайте «Агрессию» Конрада Лоренца.
Тем не менее одни натуры агрессивны, а другие – нет. В общем, одни травоядные, а другие – мясоеды, некоторые из них – каннибалы. Если оставить в стороне животных и сосредоточиться на людях, то следует признать: бывают в истории государств периоды, когда государства или отдельные его представители не могут не нападать.
Желание расширить «жизненное пространство» заложено в сознании тех людей, кто не просто пришёл к власти, но хочет оставаться у власти всегда. Однако почему-то просто сидеть и сторожить то, что есть, - уже не получается. Всё время хочется куда-то двигаться, неизбежно натыкаясь на соседей.
В ХХI веке мир для подобных людей всё тот же, что триста или пятьсот лет назад. Эти люди мыслят и, главное, чувствуют так, как мыслили и чувствовали правители в далёкие времена, когда мир был полон безусловных границ и когда символом могущества являлись огромные территории.
Иначе говоря, та война, которая идёт сейчас на юго-востоке Украины, – империалистическая война. Не мировая, но империалистическая.
В XIХ или ХХ веках не надо было бы никому объяснять, зачем подобные войны ведутся. А сейчас, в XXI веке, надо. Поэтому эти объяснения постоянно звучат и сводятся к тому, что идёт война «с фашизмом». Как иначе объяснить эту войну? Славянск, Краматорск… Совсем недавно это была тихая украинская провинция, о которой многие вообще ничего не слышали. И вдруг о событиях в этих городах каждый день рассказывают ведущие мировые агентства, как будто это центр мира. А это всего лишь центр войны. Очередной войны.
Это раньше Славянск, Краматорск, Дружковка, Константиновка и другие города и сёла были провинцией. Теперь они действительно оказались в центре. Для признанной Украины это провинция, а для непризнанной Новороссии – центр. Новая география.
Цена того, что вы однажды окажитесь в центре, часто бывает смертельной.
Один из героев новой империалистической войны Игорь Гиркин-Стрелков, до недавнего времени воевавший в Славянске, не так давно проникновенно сказал: «Мы готовы умереть на развалинах Славянска, но с твердой верой, что наши убитые и раненые под безответным гаубичным огнем — не напрасные жертвы! И что мы не зря принесли с собой войну в этот прекрасный город, и жертвы его населения тоже не напрасны!» Правда, потом он добавил: «А вера эта рвётся, как растянутый полиэтилен на штормовом ветру, — с каждым днем все сильнее и сильнее».
Многие сразу обратили внимание на замечательную фразу «мы не зря принесли с собой войну в этот прекрасный город». С этим сложно спорить. О тихом-мирном Славянске мало кто слышал до тех пор, пока Игорь Гиркин, размявшись в Крыму, не решил немного позащищать «интересы русских в Донецкой области». До сих пор он эти интересы «защищает».
Славянск для Гиркина стал прекрасен с той секунды, когда в нём началась война. Тогда-то он и почувствовал себя в Славянске как дома.
Судя по биографии Гиркина, этот человек по натуре своей – агрессор. Как и другие прославившиеся на этой войне: Монгол, Бес, Фриц, Чёрный, Гюрза, Бабай, Мамай… Особенность любых агрессоров в том, что они любят надевать на себя маску защитников. Такие люди есть в любых обществах – в мирной Норвегии, в воюющей Сирии… Их полно в США, их достаточно на Украине… Но не каждая страна мобилизует этих нападающих, поэтов войны (обратите внимание на гиркинский «растянутый полиэтилен на штормовом ветру»). С некоторых пор авторы колонок из маргинальных газет превратились в боевиков. Раньше они нападали только словесно. Лаяли. Теперь они кусаются. Запах крови их возбуждает.
Собственно, где-то здесь и кроется ответ на вопрос: кто такие империалисты? Не обязательно это толстые богатые дяди с сигарами в зубах, буржуины. Империалистом может быть пьяненький деревенский механизатор, чьи горизонты простираются не дальше ближайшего районного центра. Но он не хочет чувствовать себя букашкой. Ему мало быть пьяненьким деревенским механизатором (или деканом провинциального вуза, или депутатом областного Собрания, или журналистом-реконструктором). Он хочет быть колоссом.
Империя для таких людей – как кислородный баллон для задыхающегося человека. Почувствовать себя частью империи - значит преодолеть хотя бы некоторые свои комплексы. За счёт других стать сильнее. Погрузиться в мир грёз и гроз, вернуться в «золотой век», в котором всё-всё было не так, как сейчас.
Самый простой путь вернуться в «золотой век» - это напасть на соседа. Под предлогом защиты. Срезать углы. Пойти напролом. Не мучиться, пытаясь договориться. Не использовать «мягкую силу», а вломится в дом и… А дальше – как получиться.
Ещё один способ – не заработать, а украсть. По-быстрому, пока другие не опомнились. Когда-то подобные субъекты создавали финансовые пирамиды МММ. Теперь они, в частности бывший заслуженный строитель МММ, ныне так называемый председатель президиума Верховного Совета Донецкой народной республики Денис Пушилин, строят другую пирамиду. Пирамиду, состоящую из друзей и врагов. Принцип пирамиды и здесь пригодился. Империя построена по похожему пирамидальному принципу. Ей необходимо расширяться. Иначе она разрушится. Впрочем, она рано или поздно всегда разрушается.
Когда в Кремле решили, что Россия снова должна быть империей, война стала неизбежной. Не было бы Грузии и Украины, мы бы устроили информационную или горячую войну с Белоруссией или с кем-нибудь ещё. С Монголией, что ли, недобрым словом вспомнили бы Батыя и Чингисхана. А потом бы говорили: «Мы готовы умереть на развалинах с твёрдой верой, что наши убитые и раненые под безответным монгольским гаубичным огнём — не напрасные жертвы!»
Как правило, люди, которые так заявляют, умирают на развалинах империй.
В любом обществе есть те, кто создаёт, а есть те, кто разрушает. В любой команде есть созидатели и разрушители. Одни играют, другие мешают играть. Оглянитесь, вокруг множество людей, все силы которых уходят на то, чтобы не дать другому «играть». На бытовом уровне.
В простом переводе с латыни aggressor – это разбойник. Но важно обратить внимание на глубинное значение этого слова. Империалисты разных эпох не просто разбойники. Для них важно чувствовать себя если и разбойниками, то благородными. Это люди идеи, а идея, как правило, во все времена одинаковая. Она заложена в самом слове «aggressor». И это слово совсем не «война». Её может и не быть. Важна не столько война, сколько «движение». Для агрессоров (необязательно военных) непременное условие – движение. Агрессоры должны идти, шагать, бежать, мчаться. Если надо – перешагивать через других. А как иначе, если на твоём пути возникают препятствия?
Продвижение – это кислород. Когда так называемый спецназовец ДНР говорит: «Если будет надо, дойдем до Карпат», – это означает не то, что он мечтает захватить Львов. Это означает, что ему противно сидеть и ждать.
Ему, им надоело прозябать на месте. Поэтому они рвутся вперёд (или назад, в СССР). Оставаться на месте – значит обустраивать то, что уже есть. Но для этого нужны другие люди – с другим сознанием. Агрессорам настоящее неинтересно. Им важно будущее, желательно напоминающее «светлое» прошлое.
Ради пресловутого движения, ради глотка кислорода агрессоры готовы пожертвовать чужой и своей жизнью.
Когда сочувствующие донецким и луганским «повстанцам» рассуждают о присоединении к России Тарту, Нарвы и Таллина, то это не означает, что Россия нуждается в Тарту. Заполучить Тарту - задача трудно осуществимая и в конечном итоге бессмысленная, но важен полёт мысли. Мысль движется впереди, отдельно от головы. Важен имперский размах. Успокоительный полёт фантазии.
Когда депутат Госдумы Михаил Дегтярёв заявляет: «Украиной называть русскую землю Малороссии несправедливо, но если уж очень кому-то хочется, то нужно хотя бы возродить старинное название — Малороссия», – то это не означает, что депутат всерьёз мечтает о восстановлении «исторической справедливости». Он просто мысленно уносится вдаль. Это тоже своего рода поэзия – назвать Украину русской землей, сделать лишний глоток кислорода, вдохновиться…
Я бы посоветовал некоторым особенно чувствительным читателям, называющим мои тексты русофобскими, внимательнее вглядеться в лица тех, кого они считают русскими патриотами. А заодно вчитаться в то, что эти «патриоты» говорят и пишут. Что они творят.
Эти «патриоты» выставляют Россию в самом неприглядном свете. Есть подозрение, что в глубине души они ненавидят Россию и не могут в ней находиться. Вот и бегут к соседям – «наводить порядок». Если бы они любили Россию, то уже давно бы наладили жизнь на тех землях, которые нам принадлежат по праву. Хотя бы у себя во дворе.
Многие русские земли находятся в запустении, некоторые – в разграблении. Криминальное сознание разлагает нацию, а на передний край с попустительства властей выходят такие люди как Фриц, он же Алексей Мильчаков. Раньше он был известен как один из самых заметных российских живодёров, прославившийся призывом «Режь бомжей, щенков и детей!». Если верить его странице социальной сети «ВКонтакте», Фрица вдохновляет Adolf Hitler.
И вот человек, похожий на Фрица, теперь одна из медийных персон по ту сторону Украинского фронта. Так сказать, лицо России.
Если надо показать лицо России, то лицо Фрица приходится как нельзя кстати (украинцы уверены, что это он воюет с ними на стороне так называемой Луганской народной республики). Украинским читателям и зрителям предоставляется полный набор фотографий нашего «героя». Вот он красуется с ножом и отрезанной собачьей головой, а вот он уже в Пскове - в военной форме (Фриц служил в 76-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии). Вот он стоит на высоком берегу – держит нацистский флаг со свастикой, а вот он уже с флагом Луганской народной республики и с автоматом, вознесённым вверх. Герой нашего времени. Такие люди представляют сейчас Россию, и это наш позор.
Ещё в марте 2014 года режиссер Александр Сокуров выступил с заявлением, в котором говорилось: «Такое ощущение, что все так влюбились в военное решение вопроса. Всем это так нравится, все считают это какой-то красивой и интересной историей, будто это большое патриотическое событие. Я поражен этой абсолютной влюбленностью в войну. Как будто речь идет не о российском народе, не о чести, не о жизни, а об участии в какой-то игре. Мы сыграли в Олимпийские игры, получилось хорошо, это какое-то опьянение, как какая-то наркотическая зараза, как будто мы насовершали всяких разных преступлений и нам это понравилось, и нам уже ничего не страшно».
Нельзя сказать, что эта любовь к войне - с первого взгляда. Агрессия формировалась годами. Вокруг России не осталось ни одного сколько-нибудь надёжного союзника. Финляндия, Швеция, Норвегия, Молдова, Грузия, Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония, Польша, Румыния… Все эти страны перебывали у России в «неприятелях», и большинство из них остаются таковыми до сих пор.
На Украинском фронте.
«Мне кажется, что некое страшное затмение нашло на многих русских людей, - написал в том же обращении Сокуров. - А это означает, что все те проблемы, все те грехи народа, которые были совершены в сталинское время, те страшные репрессии, неразрешенные и непокаянные грехи, все это сейчас всплыло на поверхность и начинается заново. Мы и тогда как народ поступили плохо, поддерживая репрессивный сталинский режим, прославляя всё то зло. Мы не покаялись, мы не посчитали все это ошибкой. Нельзя решать военной силой столь деликатную проблему украинского государства. Я надеюсь, что в конце концов этого не произойдет. Потому что если это случится, то нам на долгие годы о нашей государственности придется забыть. Потому что будут необратимые последствия. Украина всё равно выживет и будет тем государством, которым она хотела быть. А мы нанесем удар по нашей стране абсолютно деградирующего свойства. Никакая армия нас не спасет от окончательного внутреннего развала нашей страны. Наше государство сейчас не в том состоянии, чтобы допускать подобные ошибки...»
На мой взгляд, позиция Сокурова и тех, кто думает так же, – пророссийская. В интересах России нельзя ни прямо, ни косвенно поощрять войну, тем более войну с Украиной. В интересах русских как можно быстрее восстановить на юго-востоке Украины мир.
Зато интерес агрессоров заключается в войне «до победного конца». «Если Россия не вступит в дело в самое ближайшее время — Новороссия погибнет в самом скором времени, - заявил Игорь Гиркин. - Славянск погибнет намного раньше, чем все остальные. Население охватила паника. Все проклинают Киев, Порошенко и Россию, которая дала надежду и бросила... Новороссия вскоре погибнет». Это было сказано за несколько дней до того, как Стрелков оставил в покое Славянск.
Да, Новороссия как эрзац-государство, созданное при непосредственном участии российских граждан, скорее всего, погибнет. Но надо сделать так, чтобы больше не гибли люди, живущие в Донецке, Луганске, Славянске… Не знаю уж, все ли проклинают в Славянске Россию, или Гиркин, как обычно, несколько преувеличивает. Но очевидно, что с тех пор, как там появились «защитники русских», жизнь местных жителей сильно изменилась. Люди, живущие в новоявленных «горячих точках», быстро стали заложниками. Славянск постепенно превращался в рукотворный ад.
Гиркин считает, что ситуация в так называемой Новороссии сложилась такая, что «гуманитарная помощь», которую в России собирали для жителей Донбасса, им уже не понадобится. «Ботинки, приборы ночного видения и все остальное можно смело отправлять куда угодно - к нам они уже не дойдут», - мрачно предрёк неделю назад Игорь Гиркин.
С каких это пор приборы ночного видения стали гуманитарной помощью? Наверное, примерно с тех же пор, когда псковичи стали отправлять в Донбасс каски и бронежилеты.
Депутат Верховного Совета непризнанной Донецкой народной республики Максим Власов от имени Верховного Совета недавно выразил благодарность псковскому губернатору Андрею Турчаку и главе города Пскова Ивану Цецерскому «за поддержку словом и делом» (через несколько дней по подозрению в причастности к смерти оператора «Первого канала» Анатолия Кляна своими соратниками был задержан спикер этого же Верховного совета Владимир Макович).
«Народный губернатор» Донецкой области Павел Губарев оптимистично объяснил, зачем надо было отступать из Славянска: «Кутузов тоже отходил, и в этом был план. А вообще русские отходят только перед решающим победным сражением».
Но его единомышленники не столь оптимистичны. Некий Дядя Ваня на странице Губарева «ВКонтакте» написал то, что в последние недели слышится с разных сторон постоянно: «На Путина надежды нет....старичок мог ещё два месяца назад ввести войска до Одессы - после сожжения людей, и ни один дрищ не посмел бы вякнуть...но увы...старикан не потянул...»
Лучшая гуманитарная помощь, которую может оказать Россия сегодня, - это прекращение поддержки тех, кто разрушает не просто соседнюю страну, но и мирную жизнь. И не только на Украине, но и здесь, в России.
Не будет войны – остановится поток беженцев. Перестанут гибнуть люди.
Но этого не достаточно, чтобы восстановить мир, потому что мира нет не только в Луганске или Донецке. Его нет в душах миллионов людей по обе стороны границы. Вместо него – озлобление и подозрительность.
Казалось бы, имеется очевидный контраргумент всему этому озверению. Что можно противопоставить войне? Конечно же, культуру. Но здесь требуется уточнение.
Культура не отменяет войн. Более того, часто бывает так, что произведения искусства и культуры и вдохновляют на военные действия. Имеется сколько угодно примеров того, как книги, песни, фильмы формировали в обществе ненависть, подогревали страсти, провоцировали погромы… Среди них были гениальные произведения, а не просто агитки.
Сейчас, впрочем, как и всегда, важно не просто «нести культуру», а смягчать нравы.
Деятели культуры сейчас не молчат. Но это очень специфические деятели культуры. Воинствующие писатели. Есть Александр Проханов, Эдуард Лимонов, Захар Прилепин… Псковские писатели тоже отметились – поучаствовали в информационной войне.
Желающих обострить обстановку сейчас хватает. Писателем, который с лёгкостью подбирает слова, разжигающие страсти, сегодня трудно удивить.
Но есть и другая культура - смягчающая нравы. И это не банальные и потому бесполезные призывы к миру. Важно именно желание искать общий язык.
У Джерома К. Джерома в книге «Трое на велосипедах» описан эпизод, когда бродячие актёры не без умысла прямо на улицах и площадях изображают иностранцев-чудаков, потенциальных противников. И герой книги делает неизбежный вывод: «В человека, вызывающего у вас смех, стрелять невозможно… Публика будет помирать со смеху и кричать: «Это с кем воевать? С ними, что ли? Чушь!» Если правительству мой план не понравится, я предложу его Комитету борьбы за мир».
Если уж и говорить об актуальном искусстве, то, на мой взгляд, это такое искусство, после соприкосновения с которым захочется воскликнуть: «После этого стрелять невозможно. С кем воевать? С ними, что ли? Чушь!» Вот это – по-настоящему актуально.
Но нам предлагают потреблять совсем другую культуру – «патриотическую».
Какой-нибудь очередной угрюмый субъект пускает с экрана телевизора изо рта «патриотическую пену». А другие угрюмые субъекты, накачавшись на неделю вперёд бессмысленной злобой на весь мир, готовы сеять эту ненависть дальше и дальше.
Важно не путать смягчение нравов и размягчение мозгов.