Статья опубликована в №2 (674) от 15 января-21 января 2014
Общество

Содом и умора

Смех и грех, по давней русской традиции, соседствуют, если не сказать сожительствуют
Алексей СЕМЁНОВ Алексей СЕМЁНОВ 30 ноября 1999, 00:00

Смех и грех, по давней русской традиции, соседствуют, если не сказать сожительствуют

Кроха-сын пришёл к отцу и спросил: что лучше – Содом или Гоморра? На похожий вопрос то и дело приходится отвечать наиболее озабоченным нашим соотечественникам, которые обожают обсуждать «нетрадиционные сексуальные отношения». Их хлебом не корми, Библию не читай, а дай обсудить «это самое». «Не хлебом единым» жив человек.

«Это грозит неминуемым и довольно быстрым получением содомитами статуса социальной группы»

Иван Охлобыстин на встрече в Пскове. 13 ноября 2008 г. Фото: pskovcenter.ru

На прошедшей неделе председатель Синодального отдела РПЦ по взаимодействию с обществом протоиерей Всеволод Чаплин заявил: «Я убежден, что такие сексуальные контакты должны быть полностью исключены из жизни нашего общества. Если этого удастся добиться средствами морального убеждения - это лучше. Если нужно подключать право - давайте спросим людей, готовы ли они к этому». [1]

Таким образом, Всеволод Чаплин предложил устроить по поводу запрета «нетрадиционных сексуальных отношений» всероссийский референдум.

Не дожидаясь объявления референдума, на сайте интернет-петиций Onlinepetition.ru начался сбор подписей в поддержку инициативы по поводу возвращения в Уголовный кодекс статьи «за мужеложество».

И слова Чаплина, и сбор подписей были реакцией на открытое письмо Ивана Охлобыстина Владимиру Путину («Уважаемый Владимир Владимирович! Обращаюсь к Вам, и как гражданин к гражданину, и как верующий человек к верующему человеку. Думаю, что моё обращение поддержат десятки миллионов граждан России»).

Временно не практикующий православный священник Иван Охлобыстин попросил Путина «способствовать скорейшему возвращению в УК РФ 121-й статьи, карающей за „мужеложество“», действовавшей в нашей стране с 1934 по 1993 год.

По мнению Охлобыстина, запрет пропаганды «нетрадиционных сексуальных отношений» недостаточно эффективен, «поскольку наличие официально зарегистрированных сообществ гомосексуалистов само по себе является прямой рекламой гомосексуализма». По этой причине он предлагает не останавливаться на достигнутом. «Затягивать с разрешением данного законодательного противоречия никак нельзя, - считает он. - Иначе это грозит неминуемым и довольно быстрым получением содомитами статуса „социальной группы“, а значит – конституционной возможностью растлевать подрастающее поколение, ведь своих детей у содомитов быть не может и эта „социальная группа“ будет вынуждена пополняться за счёт наших детей».

Вопросы для референдума точно ещё не сформулированы. Пока неизвестно, будет ли там, например, присутствовать предложение, которое Охлобыстин высказал по отношению к «содомитам» на одной из своих миссионерских встреч в Новосибирске: «Живьём бы их в печку запихал».

«Служение священнослужителя – это геморрой»

Всеволод Чаплин (справа) на православном митинге. Фото: novayagazeta.ru

Охлобыстин прежде всего пиарщик, а уж потом актёр, шоумен, сценарист, креативный директор и православный священник.

Своей неустанной пиар-деятельностью он уже удостоился звания «актёр от Бога», о чём в Пскове помнят до сих пор.

Когда отец Иоанн как действующий священник в ноябре 2008 года приезжал в Псков с православными лекциями по приглашению Псковской епархии, то тоже был артистичен и эпатажен.

В 63-й аудитории педагогического университета студенты его спросили, почему он пришёл на встречу не в рясе, а в куртке с серпом, молотом и надписью «СССР». «Я любящий многодетный отец и муж», - застенчиво улыбнувшись, ответил священник, объяснив, что он просто по-своему пожалел жену, которой теперь не надо будет после дальней дороги «стирать пять метров ткани» его подрясника. На вопрос о том, причём здесь серп и молот, о. Иоанн тоже отшутился: «Потому что такой же куртки со свастикой не было».

Та его лекция принципиально не отличалась от псковской пресс-конференции ещё одного медийного героя - православного священника протодиакона Андрея Кураева, которую он провёл лет шесть назад в пресс-центре Псковской областной администрации.

Кураева тогда спросили: «Зачем вы приехали в Псков?» Он ответил: «Зачем я приехал в Псков? Пивка местного попить. Зачем ещё может приехать миссионер?»

Кураев, как и Охлобыстин, в своей миссионерской работе активно использует жанр «православного стёба».

Термин «православный стёб» в ходу уже много лет, к нему давно привыкли. Однако за последние год-два этот специфический жанр получил развитие.

Если раньше православный постмодернист Иван Охлобыстин эпатировал сдержанно, то с некоторых пор ему потребовалось усилить концентрацию эпатажа. Троллинг вышел на новую орбиту. Аудитория требует чего-нибудь свеженького, более острого, чем пресные шуточки про геморрой.

Для тех, кто не присутствовал на той православной лекции в псковском университете, скажу: Охлобыстина попросили рассказать о труде православного священника. И он, вызвав бурные аплодисменты, высказался: «Ничего там, кроме геморроя, не найдешь, статус никакой… Служение священнослужителя – это ге-мор-рой… Мы находимся в жесткой иерархии. Если светский человек имеет возможность через Гаагу (?!) в суд подать, то у нас архиерею может не понравиться, что воду подали не тёплую. Или не холодную… И с меня могут снять крест и отправить в никуда. Можно остаться на улице в три секунды. Наш общественный институт не идеальный, пока люди не идеальны. Есть люди терпимые и нетерпимые. Приходится сталкиваться с самодурством... В общении друг с другом священнослужители довольно практичны. Елея нет. Это только на телевидении, когда священнослужитель в нелепом подряснике, купленном случайно, а не пошитым специально… Это комедия в большей степени…».

Комедии Охлобыстин и сам не чужд, но чем дальше, тем больше это напоминает «комедию строгого режима» и одновременно – сеанс саморазоблачения.

«Скажут: «Голым пляши», – буду голым плясать»

Андрей Кураев (слева).

По словам Охлобыстина, актёрство для него – заработок, а служба Господу – жизнь. А жизнь у него бурная.

В Пскове он произнёс: «Скажут: «Голым пляши», – буду голым плясать».

Но голым отец Иоанн почему-то плясать не стал. Либо потому что никто его не попросил, либо потому что предчувствовал: это могут счесть «пропагандой гомосексуализма».

Подобные встречи полезны не только как способ нескучно провести время. На них проскакивают слова, которые теряются за множеством других слов. Но именно они, по всей видимости, и есть ключевые.

«Представления мировой общественности об ортодоксии, нашей исконной вере, взяты из фильма «Дракула…», - сказал 13 ноября 2008 года на псковской встрече отец Иоанн под общий хохот. - Там бегают бородатые мужики в цветастых одёжах… На самом деле ортодоксия – это наука быть целесообразным».

Вот они – ключевые слова. Ортодоксия как наука быть целесообразным. По крайней мере, в глазах той категории людей, которая с лёгкостью совмещает Сталина с Иисусом. Но только в том случае совмещает, если это целесообразно. То есть время от времени, в зависимости от того, куда подует ветер.

Недавно Патриарший издательско-полиграфический центр Свято-Троицкой Сергиевой Лавры напечатал перекидной настенный календарь на 2014 год под названием «Сталин. Биографический календарь». На каждой его странице - фрагмент биографии Иосифа Виссарионовича и его фотоснимок: Сталин в юности, Сталин в расцвете сил, Сталин в зрелости… Биографические справки на каждой странице озаглавлены известными подпольными кличками Джугашвили-Сталина: Сосо, Рябой, Властитель… Календарь сделан не в первый раз и с большой любовью. Присутствует в нём и что-то вроде девиза, с которым православный человек может входить в новый год: «Сталин не ушёл в прошлое, он растворился в будущем».

Эти пророческие слова приписывают генералу Шарлю де Голлю.

Затея с православно-сталинистским календарём сомнительная, но не более сомнительная, чем многочисленные связи РПЦ с чекистами в годы развитого сталинизма, когда одни священники уничтожались или сидели по тюрьмам и лагерям, а другие – делали карьеру. В том числе и за счёт тех, кто сидел или ставился к стенке.

Происходившее в те времена оценивают по-разному. С одной стороны, в самом центре Пскова, в Кремле, в 1933 году большевики взорвали и разобрали на части Благовещенский собор, построенный по проекту Авраама Мельникова (с 1932 года там располагалась инкубаторная станция). С другой стороны, Троицкий собор большевики всё-таки в последний момент пощадили и создали в нём музей атеизма с маятником Фуко. А в дальнейшем, после Великой Отечественной войны, музей восстанавливать не стали и великодушно позволили проводить там службы.

Церковь с трудом, но всё-таки приспособилась к режиму, нашла общий язык с советской властью, разделив всех священников на карьерных, советских (собирательный образ - отец Звездоний) и тех, кто в советскую действительность не вписывался, оставаясь тайным или явным врагом советского государства.

Вот тогда-то, уже в позднехрущёвские времена, во время очередного государственного атеистического всплеска, советские спецслужбы взяли в разработку тех священников и семинаристов, которые подпадали под уголовную 121-ю статью, карающую за «мужеложество». Этих последних легко было вербовать – под угрозой посадить в лагерь. Некоторые из них к ХХI веку стали уже седыми благообразными старцами.

В частных беседах священники, в том числе и псковские, мне не раз рассказывали истории о том, какие драмы разыгрывались в конце 50-х и в 60-е годы ХХ века в училищах и семинариях.

Чтобы получить представление о тех драмах и трагедиях, достаточно прочитать последние публикации Андрея Кураева в его блоге. Там вы уже не обнаружите «православного стёба». Там всё серьёзно.

Пока Синодальный отдел РПЦ по взаимодействию с обществом искал «соринку в чужом глазу», протодиакон-блогер в очередной раз обратил свой взор на то, что творится внутри РПЦ.

С недавнего времени Андрей Кураев публикует письма, в которых фигурируют семинаристы, пострадавшие от насилия «гомоиерархов» (это понятие Андрей Кураев, как и его единомышленники, использует активно).

Примеры Кураева – из недавнего прошлого. Но нечто подобное, если верить моим собеседникам, могло происходить и пятьдесят лет назад.

В частности, Андрей Кураев рассказывает о самоубийствах студентов Тобольской семинарии (не путать с Казанской семинарией): «В 1992 году повесился семинарист Сергий Г.; весной 1998 год с колокольни бросился Виталий Ч.; в ноябре 2003 в 30-градусный мороз в тапочках и пижаме убежал из семинарии и замерз на тобольской улице Сергей С.».

Впрочем, рассказ о самоубийствах семинаристов вряд ли мог наделать много шума, тем более что это события десяти-двадцатилетней давности.

Знающие расклад сил в РПЦ предполагают, что причина, по которой Андрея Кураева вдруг в конце декабря 2013 года изгнали из Московской духовной академии, связана с той публикацией в его блоге, в которой затрагивается имя одного из самых известных митрополитов РПЦ, который якобы был «100%-м гомосексуалистом», а келейником у него был самый влиятельный сегодня в России митрополит.

И это будто бы перевесило чашу терпения патриарха Кирилла. Кураева наказали, и, не исключено, отлучение от духовной академии не станет единственным. Кураева ещё есть от чего отлучать.

Правда, в комментарии Всеволода Чаплина к известию об увольнении Кураева называется совершенно другая причина. Чаплин предположил, что Кураева уволили «из-за жалоб студентов» – за прогулы.

Андрей Кураев, разумеется, с этим не согласен. По мнению Кураева, таким образом его наказывают за то, что он раструбил о результатах проверки Казанской семинарии на весь свет.

Протодиакон Андрей Кураев в своём блоге написал: «Проверяющая комиссия опросила студентов, но прежде зачитала тексты самих жалоб. В жалобах двое потерпевших красноречиво описали, как они подверглись сексуальному домогательству со стороны одного священнослужителя - члена руководства семинарии. Как оказалось, новостью для студентов это не стало - 4/5 воспитанников подтвердили не только подлинность этих случаев домогательств, в которых все единогласно узнали действия проректора по воспитательной работе игумена Кирилла И., но и описали перед комиссией обстановку в целом - практически все руководители учебного заведения являются содомитами».

«Возмездие» в конце концов свершилось: заподозренного в сексуальных домогательствах игумена перевели из Казани в штат Тверской епархии на должность заведующего кафедрой теологии Тверского государственного университета, а перепечатавшего информацию о казанском гей-скандале Андрея Кураева уволили из Московской духовной академии «за прогулы».

«Замалчивать эту тему больше нельзя. Табу снято»

Произошедшее показалось Андрею Кураеву не слишком справедливым, и он продолжил публикацию разоблачительных текстов, в которых так или иначе затрагивал гей-скандал в РПЦ.

В частности, Андрей Кураев утверждает: «О сильнейшем присутствии голубизны в иерархическом слое церкви я знал уже в годы своей семинарской учебы (80-е годы). Однако это были пересуды семинаристов и намеки маститых священников. В 90-е и нулевые годы мне довелось услышать немало рассказов от непосредственных жертв гомоиерархических посягательств. Но все они сопровождались заклинанием – «Только между нами, о. Андрей!».

При этом я видел печальную судьбу тех священников, которые осмеливались подавать хоть какую-то жалобу на своего епископа (по любому вопросу, не только ныне обсуждаемому). О голубом лобби в эти годы уже открыто мне говорили, и многие епископы тоже признавались в своем бессилии».

За последние недели публикации о «гомоиерархах» стали нормой – причём не только в блоге Андрея Кураева.

Свои нынешние действия Кураев объясняет так: «Нет, у меня нет чемоданов с компроматом, которые я десятилетиями хранил бы в ожидании нужной минуты. Рассказы семинаристов я публикую практически в режиме он-лайн. Почему я верю этим рассказам? Потому что об их «героях» у меня есть и своё представление. Если совпадают мои предыдущие знания о данном епископе с тем, что мне о нем написали сейчас, – я публикую. Замалчивать эту тему больше нельзя. Табу снято».

Да, табу снято. Но нельзя сказать, что скандал разразился вселенский. Пока кипит лишь небольшая часть общества. Однако очевидно, что публикации о «голубом лобби» в РПЦ, которое якобы существует, совершенно не вписываются в государственную политику с её консервативными ценностями, «духовными скрепами», с православием, самодержавием и народностью (если верить Александру Пушкину [2], автор этой триединой формулы официальной народности граф Сергей Уваров устроил своему любовнику князю Михаилу Дондукову-Корсакову почётное назначение вице-президентом Императорской Академии наук и ректором Санкт-Петербургского университета).

Табу снято, рождественские каникулы закончились. О том, что они закончились, свидетельствует письмо околоправославного фигляра Ивана Охлобыстина и комментарий Всеволода Чаплина.

Очень похоже, что это несколько запоздалая реакция на потоки компромата о «голубом лобби». С помощью наиболее языкастых и эпатажных своих членов РПЦ пытается сбить одну «гомоволну» другой, по смыслу вроде бы такой же, если не более сильной волной. Клин вышибить клином.

«Хороший, духовно полезный покаянный Рождественский пост у них получился»

Формально всё происходит строго по Библии, в соответствии со словами апостола Павла в 1-м послании к Коринфянам: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют».

И всё же заявления Охлобыстина и Чаплина похожи на отвлекающий манёвр. Если это так, то их задача – сбить прицел с РПЦ, которая сейчас переживает болезненные процессы и подвергается критике – изнутри и снаружи. Лишь незначительная часть болезней нам видна со стороны. Остальное скрыто плотным туманом – достаточно упомянуть противостояние между несколькими группировками, где наибольшую активность якобы проявляют выпускники двух существовавших в СССР духовных академий – Московской и Ленинградской. Одних называют «лаврские», других – «питерские».

Это разделение происходит не по принципу гетеро- и гомосексуальности, но понятно, что человек, находящийся в разработке по гомосексуальной линии, более управляем.

Если предположить, что Андрей Кураев прав и «голубое лобби» в РПЦ всё же существует, то этому лобби самое время переходить в наступление.

И в таком случае оно, кажется, началось.

Причём делается это руками Ивана Охлобыстина – отца шестерых детей, человека, которого трудно заподозрить в гомосексуализме. Правда, Иван Охлобыстин вряд ли является послушной пешкой.

Он чересчур экстравагантен, чтобы быть полностью предсказуемым в чьей-то большой игре.

Что же касается официальной позиции РПЦ, то она однозначна и неоднократно публично выражалась буквально в четырёх словах: безоговорочное осуждение смертного греха.

Единственный факт «венчания» при заключении «однополого брака» между двумя мужчинами в православном храме был зафиксирован в 2003 году в Нижегородской епархии, после чего последовало официальное заявление местной епархиальной пресс-службы: «Русская Православная Церковь, безусловно, осуждает саму идею «однополого брака» и традиционно, следуя Св. Писанию и Преданию Церкви, осуждает гомосексуальные отношения как смертный грех.

Священник, допустивший грубейшие нарушения церковной дисциплины за совершение кощунственных действий 2 сентября 2003 года, запрещён в священнослужении».

С той поры официальное отношение РПЦ к гомосексуальным отношениям не изменилось.

Тем временем публикации, определённым образом трактующие положение в РПЦ, в Интернете множатся. В частности, публикуются списки «гомоиерархов» и комментарии к ним. Я пока насчитал в этих списках как минимум 10 митрополитов, 11 архиепископов и 12 епископов – всего 33 «гомоиерарха», действующих и ушедших на покой. Там есть имена, фамилии, гомосексуальные прозвища, биографические подробности и описание некоторых секс-скандалов. За некоторыми следовали наказания. Что характерно, отдельные прозвища я неоднократно слышал из уст псковских прихожан и даже православных священников, что свидетельствует: эти списки имеют хотя бы некоторое отношение к реальности. Вопрос только в том, насколько эта реальность искажена. Похоже, в этот список чьей-то безжалостной рукой сознательно включены отдельные руководители РПЦ, которые «гомоиерархами» не являются, но зато принадлежат к чуждой группировке.

Публикаторы, в основном анонимные, напоминают «гомоиерархам», что согласно 61-му Апостольскому правилу, «виновный в блуде, прелюбодеянии, содомии не может быть рукоположен в священники».

А если уже рукоположен и занимает высокий пост?

Если так дело будет продолжаться и дальше, то кто-нибудь рано или поздно сподобится издать перекидной календарь вроде того, что напечатал Патриарший издательско-полиграфический центр Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Только вместо Сосо, Рябого и Властителя там будут «мадам Баттерфляй» и «баба Ева»…

Анонимность в таких случаях - главный бич. Анонимно можно облить грязью кого угодно.

С этим я сталкивался неоднократно, когда общался со священниками и прихожанами. Они прекрасно знали, что имеют дело с журналистом. Когда я спрашивал их, готовы ли они подтвердить всё сказанное по поводу гомосексуального притеснения и прямого насилия, то слышал одинаковый ответ: это не для печати и тем более не для суда. Точнее, для суда, но для другого, Того, Страшного Суда.

Звучало это двусмысленно. Ведь речь шла не просто об интимной жизни взрослых мужчин. Речь, в том числе, велась о маленьких мальчиках-сиротах, и о мужчинах, подвергавшихся групповому изнасилованию (после чего следовала смерть через повешение). Люди спокойно называли фамилии и имена насильников, но столь же спокойно потом отказывались отвечать за свои слова. По сути, это были бездоказательные утверждения.

Было понятно, что реальные доказательства можно было собрать лишь с помощью законных следственных действий (прослушки, скрытых камер, очных ставок и прочего).

Думаю, что если бы мои собеседники просто очень хотели утаить от меня информацию, то они бы вообще не затевали разговоры и сами бы не подводили разговор к столь скользкой теме. Но они затевали – в надежде на то, что хоть какая-нибудь информация, пускай даже косвенная, просочится в печать – и вот тогда…

И тогда произойдёт то, о чём недавно написал протодиакон Андрей Кураев: «Замалчивать эту тему больше нельзя. Табу снято».

И он же потом добавил: «Для тысяч людей мир Церкви перестал казаться уютненьким и беспроблемным. Существование раковой опухоли признано. А значит, появился шанс на хотя бы частичное её утеснение. Тотальной зачистки не стоит ждать».

Это очень показательное утверждение. «Для тысяч людей мир Церкви перестал казаться уютненьким и беспроблемным». Но тысячи – это не миллионы. Нынешний скандал вряд ли нанесёт РПЦ существенный ущерб. При всей своей скандальности он пока малозначителен – из-за скромной информационной поддержки и недостатка реальных фактов. «Дары волхвов» всё равно популярнее.

Однако «гомоиерархи уже не будут столь настойчивы и бесстыдны, - считает Андрей Кураев. - А ребята поймут, что можно и нужно давать сдачи – и сапогом по яйцам «преемника апостолов» или «равноангельского монаха», и письмом в патриархию и (для верности) в прессу.

Представляю, с каким ужасом гомоиерархи на этой неделе проводят день и ночь у экрана компьютера, ожидая, не напишет ли мне какая-то из их жертв. Хороший, духовно полезный покаянный Рождественский пост у них получился. По Промыслу Божию».

* * *

Возможно, не так уж неправ был генерал де Голль, когда говорил о бывшем семинаристе Джугашвили: «Сталин не ушёл в прошлое, он растворился в будущем». Будущее наступило. Правда, храмы больше не взрывают – в том смысле, что стены не рушат, купола и кресты не скидывают. Но внутри Церкви, похоже, творятся процессы, сравнимые с теми, что происходили в 30-е годы прошлого века в СССР.

Когда-то Церковь душили государственными тисками и капканами, а теперь душат в объятиях, в том числе и однополых. Неизвестно, что опаснее.

Борьба, фактически война за «духовные ценности» достигла точки абсурда.

Вот-вот настанет день, когда кроха-сын придёт к святому отцу и, вращая головой то на Запад, то на Восток, наивно спросит: «святой отец, так чей же Содом лучше, чей Содом духовнее?»

Алексей СЕМЁНОВ

 

1. Председатель Синодального отдела РПЦ Всеволод Чаплин поддержал Ивана Охлобыстина // Газета «Известия», 10.01.2014.

2. Намек содержит знаменитая эпиграмма А. С. Пушкина 1835 года на Дондукова-Корсакова: «В Академии наук / Заседает князь Дундук».

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.