Россию потряс очередной коррупционный скандал. Не привыкать. По сравнению с откатами устроителей сочинской олимпиады даже и масштабы не впечатляют. Не сотни, а всего лишь десятки миллиардов рублей. Впечатляет сфера воровства – здравоохранение. Воруют уже не просто бюджетные деньги. Напрямую воруют наше с вами здоровье и жизни, уважаемые потребители. «Хамское воровство» – такой диагноз поставило «томографическое дело» российской вертухали.
Случайно выяснилось, что здравоохранка закупает дорогую медицинскую технику (томографы, оборудование для проведения радионуклидной терапии1 , ангиографические2 системы, диагностические комплексы для ультразвуковых исследований и т. п.) по ценам, в 2-3 раза превышающим цены производителя!
Что это означает? Это означает, что 50-70% бюджетных денег, выделенных на закупку этой аппаратуры, оказались в карманах посредников и чиновников. Это означает, что количество современной медтехники в лечебных учреждениях в два-три раза меньше, чем могло бы быть за те же бюджетные (наши с вами) деньги. Это означает, что 50-70% граждан России, налогоплательщиков, потребителей медицинских услуг, лишены возможности пройти современную диагностику и получить современное лечение.
Вам когда-нибудь приходилось проходить томографическое или ангиографическое обследование? Нет? Скорее всего, и не придётся. Страховая медицина, оплачиваемая нами через бюджет, назначает такие обследования только в крайних случаях, большей частью тогда, когда уже поздно. Причём очередь выстраивается на месяцы. Проходить эти обследования, заплатив второй раз, могут позволить себе только те «граждане», которые встроились в полукриминальную систему путиномики.
Что далеко ходить? Возьмём нашу Псковскую область. Если исключить платные медучреждения для избранных, являющиеся, по слухам, частным бизнесом некоторых областных медчиновников, то минимальнейшим требованиям медицины третьего тысячелетия, возможно, соответствует лишь областная больница. Больницы и поликлиники даже Пскова и Великих Лук по оснащённости современной медицинской техникой откровенно не дотягивают до планки «удовлетворительно». Что говорить о районных медучреждениях и сельских медпунктах? Они находятся по этой оснащённости, в лучшем случае, на уровне пятидесятых годов прошлого века.
И даже примитивный для XXI века уровень региональной медицины поддерживается лишь голым энтузиазмом и жертвенностью полуголодных врачей и медсестёр, живущих на мизерные «зарплаты».
Цинизм «вертикали», выстроенной Владимиром Путиным, велик настолько, что «вертикальным» уже мало того, что они обогащаются, отправляя миллионы россиян в могилу через искусственно созданную нищету. Чиновники уже напрямую воруют наши жизни. Ведь те 50-70% потребителей медицинских услуг, нуждающиеся в диагностике и не получающие её по вине воров, проживут значительно меньше, чем могли бы прожить в здоровом, некоррумпированном государстве. Спрашивается: зачем нам Сколково и нанотехнологии, если государство не может обеспечить качественную страховую медицину, позволяя разворовывать десятки миллиардов народных рублей?
Масштабы воровства, похоже, потрясли даже видавшего виды президента России Дмитрия Медведева. Он был откровенен: «Это, на мой взгляд, не коррупционная составляющая, а абсолютно циничное, хамское воровство государственных денег. При этом люди, которые это все устраивают, ни стыда, ни совести не имеют. Понятно, что во время поставок существуют фирмы-посредники. Они должны иметь свою прибыль, но нигде эта прибыль не измеряется сотнями процентов, да еще и на какой теме — на здравоохранении! — заявил он.— Поэтому я не только поручение подпишу, я лично дам указание генеральному прокурору и руководителю следственного комитета, чтобы все, кто к этому причастен, понес суровое наказание».
До этого момента, вероятно, Дмитрий Анатольевич, по неведению предполагал, что возглавляет угодную Богу благотворительную организацию. Ему и сейчас трудно признать то, что он является зиц-президентом структуры, выстроенной его предшественником и крёстным отцом. Что толку давать поручение генпрокурору? Он такой же винтик антинародной системы, как и остальные заворовавшиеся чиновники.
Дмитрий Анатольевич, уверяю Вас, что российская прокуратура исправно работает в области попрания наших гражданских прав. Что же касается тотальной коррупции, то недреманное государево око сразу делается столь дреманным, что мы, потребители государевых услуг, подозреваем его в… мягко говоря, конфликте интересов.
Чтобы показать, что речь идёт именно о коррупционной системе, о системном коррупционном мышлении, приведу пример.
Глава президентского контрольного управления Константин Чуйченко сообщил: «Мы встретились со всеми производителями томографов, и они сделали заявление о том, что если бы имели место централизованные закупки в порядке опта, они были готовы предоставить скидку до 30 процентов и, соответственно, различные виды сервисных услуг тоже в счет оплаты» (Курсив мой. - Авт).
При этом госпожа Косткина, вице-губернатор Петербурга, полагает, что закупка медицинского оборудования для госнужд должна проводиться по аналогии с закупкой лекарств: «Должна быть предложена цена производителя плюс наценка, фиксированная на уровне федерального правительства» (Курсив мой. - Авт).
Что это означает? Это означает, что полёт фантазии чиновника доходит лишь для того, чтобы поставить размеры воровства в «разумные» рамки: 30% – оптовая скидка производителя + федеральная наценка. Совсем отказаться от мысли нагреть карман чиновница даже после скандала не может. Почему? Потому что «вертикальные» находятся в числе российских «небожителей», кормящихся откатами и неподконтрольных закону.
Опыт реформ, проведённых в десятках стран, показывает, что победить коррупцию можно в любой стране. Для этого нужны политическая воля и следование проверенным во всём мире антикорруционным рекомендациям.
Масштабы «хамского воровства» в России говорят об отсутствии такой политической воли на самом высшем уровне и о нежелании обоих дуумвиров решительно обезглавить гидру. Значит, мы, граждане России, носители высшей власти, должны поменять своих верховных слуг на ближайших же выборах. Если, конечно, хотим жить долго, счастливо и оставаться при этом здоровыми.
Игорь БОРИСОВ, потребитель
1 Радионуклидная терапия используется во время лечения онкологических заболеваний.
2 Ангиография (от ангио... и ...графия), метод рентгенологического исследования кровеносных сосудов различных органов (мозга, сердца, лёгких, почек и др.) с введением в них контрастных (дающих резкую тень и безвредных для организма) веществ. А. применяется для изучения кровоснабжения и выявления заболеваний как самих сосудов, так и окружающих их тканей.