Кремнем, что высек тревожную искорку, стала заведующая музеем Ю. П. Спегальского Мария Кузьменко.
Признаться, до того как Мария Александровна позвонила в редакцию, я ни разу в музее Спегальского не была. Как-то не пришлось. Но сам факт существования этого музея в Пскове любого культурного человека согревает, и возможное его закрытие вызывает в душе некоторый протест.
Ведь как приятно, гуляя по Октябрьскому проспекту с иногородними знакомыми, широким жестом указать на барельеф на стене дома № 14 и гордо сказать: «А это – Юрий Павлович Спегальский, замечательнейший ученый, занимался псковской архитектурой». И вкратце рассказать, как много сделал Юрий Павлович для Пскова, как поднимал его после войны из руин, сколько трудов и доброй памяти оставил после себя; и обязательно упомянуть, что у нас даже музей Спегальского есть… После чего отправиться дальше, так как на вопрос, а стоит ли зайти, посмотреть, все равно ответишь: да чего там смотреть, просто квартира, пошли лучше в Приказные.
Честно говоря, музей больше играет роль памятника. Приходят туда в основном организованные группы или специалисты, поработать с фондами. Единичным посетителям, людям с улицы, там будет, прямо скажем, не слишком интересно. Это не развлекательное заведение (такими наши музеи, может быть, станут еще лет через сто) и, наверное, даже не место для культурного досуга, а дань памяти и уважения выдающемуся земляку.
Экономить на этом – последнее дело.
Мария Александровна говорила о передаче музея городу и его последующем закрытии как о чем-то уже решенном, хотя официальных документов не издавалось. Основанием для опасений послужили приказ директора Псковского музея-заповедника Ольги Волочковой о передаче в фондохранилище фондов квартиры Спегальского, не включенных в экспозицию, и письмо (в ответ на обращение М. Кузьменко) председателя областного комитета по культуре Татьяны Ешиной, в котором упоминается о реструктуризации и передаче в муниципальную собственность филиалов музея-заповедника.
В муниципалитете, между тем, ничего об этом не знают. Председатель городского комитета по культуре Феда Тесленко заявила, что официальных писем на этот счет не поступало, переговоров не было. Но сама перспектива вдруг получить музей в муниципальную собственность воспринимается ею без энтузиазма.
«Я не думаю, что музею будет лучше», - говорит Феда Дементьевна. Все музейное дело в Пскове сосредоточено в Псковском объединенном художественном и историко-архитектурном музее-заповеднике. Единственное, что может сделать городская администрация для музея Спегальского – это вынести на городскую Думу вопрос о снижении арендной платы, а работать с ним – нет ни опыта, ни сил.
Однако ни в самом музее-заповеднике, ни в администрации области информацию о возможной передаче музея Спегальского городу, а тем более его закрытии не подтвердили.
Директор Псковского музея-заповедника Ольга Волочкова даже обиделась. Мол, как же можно подозревать их в закрытии музея, когда, наоборот, постоянно открываются новые! Тем более, квартира Спегальского не тягостна для бюджета музея-заповедника. В общем, в ближайшие лет пятьдесят музей Спегальского будет работать, пообещала Ольга Кузьминична. А ее приказ о передаче фондов – это работа, которая должна была быть сделана давным-давно, и никакого отношения к изменению статуса музея-квартиры не имеет.
Г-жа Ешина также уверила нас, что закрывать музей никто не собирается. «Уже сил нет с этой Кузьменко…», - пожаловалась по телефону Татьяна Сергеевна. Я, говорит, двадцать писем по этому поводу написала, полгорода трясет из-за нее…
Но дыма без огня не бывает. Остатки кострища нашлись и здесь. Заместитель председателя комитета по культуре Псковской области Владимир Куприн сознался, что проводил совещание, на котором поднимался вопрос о музее Спегальского. По его мнению, музей работает очень слабо, задачу популяризации деятельности Юрия Павловича Спегальского не выполняет: «Одна заметка в «Новостях Пскова» в год и три человека, что туда приходят – это, конечно, не то…».
Вроде бы, тревожные известия оказываются просто слухами. Но, как известно, слухи имеют свойство порой обращаться в реальность. Так что, Мария Александровна, возможно, беспокоится совсем не напрасно.
Наверное, какие-то перемены музею Спегальского даже необходимы, если это будет способствовать росту его популярности. Думаю, свои версии о том, что таковому росту мешает сейчас, имеют все герои этой истории. Не оказался бы только крайним сам Юрий Павлович…